Алекс Левитас - эксперт по партизанскому маркетингу
Molinos: Российский маркетинг сильно отстает от западного. С чем это связано и как это можно преодолеть?
Алекс Левитас: Связано это, очевидно, с 70-летним перерывом. На Западе традиция торговая, рекламная, маркетинговая, управленческая идет непрерывно с незапамятных времен, если на Западе специалисты по рекламе — это традиция, которой уже, как минимум, лет 300. Даже Бенджамин Франклин, изображенный на 100-долларовой купюре, помимо всего прочего занимался печатной рекламой. В России же в 17-м году капитализм кончился, и вместе с ним кончился маркетинг, и когда в 90-е стали что-то как-то восстанавливать, не имея ни квалифицированных преподавателей, ни квалифицированных экспертов, естественно, что получилось слабо, получилось низкоэффективно. Это примерно та же разница между ребенком, который научился играть футбол во дворе, и ребенком, который учился играть в футбол в секции олимпийского резерва с квалифицированным тренером. Что с этим делать? Ну, поставить на поток подготовку профессиональных маркетологов, для этого придется неизбежно привлечь западных экспертов: преподавателей, кураторов, менторов. Для этого неизбежно придётся пойти на какие-то отклонения современного стандарта программ по маркетингу, потому что любые стандарты учения маркетингу и рекламе устаревают к моменту их написания. Но в России они еще более устаревшие. Сегодня в России эффективным маркетинговым образованием может быть только не академическое. Потому что те, кто составляют программу для академического образования, еще живут в 90-х. И программы их еще живут в 90-х. А кроме того, нужно прививать маркетологам, бизнесменам, рекламщикам, продажникам понимание основ маркетинга и основ бизнеса вообще, потому что если нет этих основ, то можно нахвататься «фишечек», «приёмчиков». Возвращаясь к образу подростка, тренирующегося во дворе — пацаны лет в 13 изучают какие-то приёмчики, но если нет нормальной базы, общей физической подготовки, специальной физической подготовки, выстроенной динамики тела, то против такого же мальчика из соседнего двора это работать может, а против мало-мальски подготовленного спортсмена — без шансов. Поэтому так и в маркетинге — сперва надо давать основу, структуру, понимание сути, базовых вещей. Если ваш продукт отстой — вас реклама не спасет, не поможет вам digital. Сперва должен быть продукт, понимание рынка, понимание клиента. И только после этого можно приступать к рекламной активности. Но этого российские бизнесмены этого в большинстве своем еще не поняли.
Molinos: У нас в стране ежегодно проходят различные, семинары, конференции и курсы по изучению новшеств, разных приемов и прочего. Взять, к примеру, конференцию #dconf. Но при этом далеко не все компании внедряют эти новые приемы в свою деятельность. Почему так происходит?
Алекс Левитас: Ну, некоторые внедряют. Это выбор каждой компании — развиваться или нет, заниматься инновациями или нет, внедрять маркетинговые инструменты или не внедрять. Каждая компания выбирает сама. И те, кто предпочитает сидеть на пятой точке в полном «расслабоне», они его и имеют. Пока их с рынка не выкинут. А те, кто выбирает развиваться — те развиваются. Им труднее, но зато денег они зарабатывают больше.
Molinos: Для каких компаний подходит партизанский маркетинг?
Алекс Левитас: Партизанский маркетинг изначально разрабатывался для малого и среднего бизнеса, в первую очередь для малого, но это было 30 лет назад. С тех пор крупные компании тоже успели опробовать технологии партизанского маркетинга и нашли многие из них полезными. Среди моих клиентов это такие компании, как «МДМ-банк», «Билайн Россия», «Билайн Казахстан», Уральский федеральный университет, торговая марка «Махеев», Лаборатория Касперского. То есть для компаний федерального и даже международного уровня это, в принципе, тоже стоящий инструмент. Просто для малого бизнеса партизанский маркетинг — это то, на чём можно полностью построить свою маркетинговую активность, чтобы добиться своего малого успеха в малом бизнесе. Точнее, большого успеха в масштабах малого бизнеса, но небольшими по сравнению с Макдональдсом или Норникелем. Для крупной же компании партизанский маркетинг — это некий дополнительный инструмент, который позволяет добрать еще 3%, еще 5% к тому, что уже есть. Но если мы говорим о масштабе страны с населением в 160 млн. человек, то 3% — это тоже довольно много.
Molinos: Спасибо за интервью! Желаем вам успехов!
Интервью с Алексом Левитасом взято на конференции по маркетингу Digitale.