Убедить участников процесса в потенциальной пользе — одна из самых сложных задач при внедрении чего-то нового. Особенно сложно с картой пользовательских историй, поскольку основным преимуществом метода является не сама карта, а единое понимание проекта целиком, формируемое в ходе обсуждений при создании карты.
Некоторые считают, что время на разговоры тратится впустую. Предлагаю им короткое упражнение, которое поможет взглянуть на это под другим углом: попросите группу людей нарисовать на бумаге дом за одну минуту, чтобы у каждого был свой рисунок с домом.
Результат реально крут, каких только домов вы не встретите: большие окна в пол, изогнутые стены, цветы на крыше и с гаражом сразу на три машины. Часто у нас у всех уникальное представление чего-либо. Это классно, но в разработке нужно уметь работать с этим на пользу проекту.
Вы можете сказать, что между рисованием домиков и разработкой ПО нет прямой аналогии. Верно, обычно, при разработке ПО у нас уже есть информация о разрабатываемом продукте. И в процессе разработки мы постоянно взаимодействуем с другими участниками, синхронизируясь. Жизненно необходимо, чтобы все в команде проекта понимали, над чем и как мы работаем, а также как именно наши задачи вписываются в общую картину проекта.
И чтобы эта картина появилась, нужно выделять время на ее формирование и на то, чтобы все участники одинаково ее понимали.
Прийти к единому взгляду не просто, но это действительно одна из самых ценных задач для UX, которую необходимо совместно решить команде разработки и команде продукта со стороны бизнеса. Создание карты пользовательских историй отличный инструмент для этого за счет простоты техники, отчуждаемости результата и эффективности самого процесса.
Визуально простая структура с которой удобно считывать информацию:
Горизонтальная ось отвечает за логическую последовательность повествования. Например, чтобы написать комментарий, пользователю нужно зарегистрироваться. Вертикальная ось для приоритизации, чем выше, тем важнее для бизнес-целей продукта.
Помимо обязательных составляющих, карта может содержать дополнительную информацию по продукту: тезисы из результатов исследований ЦА, технические вопросы, эскизы пользовательского интерфейса и т.д. Например, мы используем Miro из-за удобной системы комментариев и стикеров.
Цели и действия это верхнеуровневые сущности, они образуют сам продукт. У нас в студии, действия по уровню декомпозиции равны эпикам, а шаги пользовательским историям, которые разработчик может раскладывать на задачи и брать в работу.
Шаг может быть задачей технического плана, когда система совершает какое-то действие. Но не стоит углубляться на карте в технические детали, расписывая пошагово интеграцию с каким-нибудь сервисом. Если что-то вызывает много обсуждений, скорее всего, оно требует дополнительной декомпозиции. Еще бывает, что-то отмечается, как шаг, но позже оказывается самостоятельным действием пользователя со своими шагами.
Очень важна взаимосвязь и последовательность всех сущностей на карте. Они должны образовывать единое повествование. Если нет, значит у продукта есть пробелы, которые в будущем приведут к плохому пользовательскому опыту.
На каждом проекте процесс по своему уникален. Мы отметим общие моменты:
Начинайте с вопроса: Что бы пользователь сделал с продуктом? Выделите время, чтобы каждый самостоятельно ответил и записал результат.
Спустя минут 10 начните совместное обсуждение результатов. Необходимо прийти к единому флоу, действия которого понятны всем участникам.
Будет классно, если на этом шаге будет как можно больше обсуждений, чтобы все не только пришли к единому флоу, но и прониклись им, разделяли его.
Иногда, действия могут приводить сразу к нескольким целям. Это нормально, размещайте их в той группе, где у них наибольшее влияние.
Самая длительная часть. Каждое действие нужно декомпозировать до шагов, которые вместе приведут пользователя к выполнению желаемой активности.
Прежде, чем обсуждать каждое действие совместно, выделите время для самостоятельной проработки. Этот процесс может занять много времени, поэтому контролируйте тайминг. Именно декомпозиция действий способствует генерированию идей по возможностям достижения целей и помогает всем прийти к единому видению.
Как записывать шаги на карту? Готово шаблона нет.
На этом этапе карта становится все больше и больше, причем иногда в неожиданной для вас части. Это не значит, что растут размеры самого продукта, растет ваше понимание его.
Кажется, что сделать это просто, но обычно эта часть вызывает множество споров :) Расставьте стикеры с шагами по вертикальной оси в порядке приоритета для бизнес-целей.
Теперь на карте есть цели, действия, шаги и приоритетность. Определите этапность реализации, что попадет в первый релиз, будет ли у вас MVP и т.д. Важно, чтобы каждый релиз помогал достигать определенных бизнес-целей.
Используйте горизонтальную линию, чтобы отделять релизы. Над линией, что сделаете в этом релизе. Под, что пойдет в следующий.
Скорее всего, к этому моменту команда утомлена, важно подбодрить всех участников и объективно взглянуть на полученный результат. Например, проверьте все действия на релевантность поставленным перед продуктом бизнес-целям и вообще на реализуемость (в разумных пределах, поскольку это не полноценный технический анализ).
Вместе еще раз проверьте весь флоу: каждый шаг соотнесен с действием, которое соответствует конкретной пользовательской цели. Все это имеет последовательное повествование.
В идеале, распечатать карту и повесить на стене, чтобы команда всегда могла увидеть результат совместного обсуждения. Есть классный Agile термин - «информационный излучатель» (придуманный Alistair Cockburn). Так вот карта как раз им и является, распределяет знания, укрепляя общее понимание продукта командой.
Как команда может использовать карту?
Более того, пригласив в студию коллег из коммерческого отдела или клиента, можно наглядно показать им стратегию, которой мы придерживаемся при разработке.
Карта пользовательских историй универсальный инструмент, но он не будет работать, если вы создали карту и забыли про нее. Внедряйте инструмент в ваши процессы разработки, чтобы карта была на виду на протяжении всей разработки.
Работайте сообща, визуализируйте результаты работы и создавайте полезные продукты!
Появились вопросы по созданию карты пользовательских историй? А может у вас есть идея и вы хотите реализовать ее с нами?