Обратно

Как взрастить SEO-специалиста

Что лучше: вырастить SEO-cпециалиста в своей компании или проще взять со стороны? Обсудим в статье!
Яна ФранцукСпециалист поискового маркетинга
Дата 4 июля 2019

Яна ФранцукSEO​-специалист агентства Molinos, преподаватель базового курса интернет-маркетинга (блок SEO), преподаватель корпоративного обучения в школе Epic Skills.​

Многие компании предпочитают иметь всех профильных специалистов инхаус, чтобы каждый из них хорошо знал специфику бизнеса и был максимально вовлечен в процессы компании. Можно взять не только готового специалиста со стороны, но и воспитать его самому.

В рамках этой статьи мы попытаемся понять, возможно ли это и куда надо смотреть, если уж решили это делать.

Только сперва давайте оценим плюсы и минусы seo-специалиста внутри организации:

Плюсы:

  • Хорошее знание продукта и его специфики (если вы, конечно, обучаете своих сотрудников);
  • Знание о реальных маржинальных направлениях и доходах по ним (если вы, конечно, делитесь такими данными с сотрудниками);
  • Возможность работать с маркетологами и пиарщиками компании напрямую. Seoшник не сидит в чулане со швабрами :), а работает в команде.

Минусы:

  • Отсутствие компетенций. Если бизнес небольшой и нет команды seo-специалистов, то можете столкнуться с тем, что на решение какой-то задачи человеку может не хватить знаний и опыта.
  • Отсутствие коммуникации с коллегами по отрасли. Опять-таки, если бизнес небольшой и seoшник всего один, то может сложиться ситуация, когда не с кем поговорить и обсудить последние новости. Конечно, это можно частично решить форумами и поездками на все мероприятия и семинары, но...
  • Выгорание. Оно может случиться на любой работе, когда регулярно делаешь одно и то же. В рамках агентства эта проблема отсутствует, так как ты работаешь с разными проектами.

Решившись воспитывать сотрудника внутри компании, вы можете пойти 2 путями:

  • Самостоятельно;
  • Обратившись в специализированные школы.

Необходимые навыки для будущего seo-специалиста

Сложно собрать портрет типичного seoшника, но можно выделить некоторые черты:

  • Понимание принципов работы поисковых систем;
  • Понимание принципов работы сайта;
  • Внимательность;
  • Умение формулировать свои мысли и четко понимать желаемый результат;
  • Желание обучаться (ведь обучаться придется много!);
  • Пользовательский опыт (общая «насмотренность» поможет рационально оценивать, в частности, юзабилити сайта);
  • Понимание общих принципов интернет-маркетинга.

Несомненно, чем больше SEO-специалист знает, тем лучше, но желание развиваться и расти тоже немаловажно!

База

SEO, как и любая другая профессия, требует теоретической подготовки до начала работы. Ваш будущий SEO-специалист должен изучить базу, историю, терминологию и понять основные принципы ранжирования сайтов. Все это требует немалого времени, вернее сказать, очень большого количества времени :), внимательности и усидчивости.

Новичку в процессе обучения довольно сложно будет двигаться одному. Нужна помогающая рука действующего специалиста, который первое время поможет фильтровать информацию, так как в интернете по теме SEO огромное количество информации, которая давно устарела или является откровенно некорректной. Самому начинающему специалисту профильтровать ее будет сложно просто потому, что не разбирается в предмете вопроса.

Так что если в штате компании есть seoшник, который давно хочет уйти на «seo-пенсию», то он может начать растить себе смену.

Я перечислила лишь некоторые площадки, расширить их список можно очень значительно. Важно изучать различные мнения по одному и тому же вопросу.

Первые опыты

Конечно, лучше один раз сделать, чем 100 раз прочитать. Так что после изучения матчасти, приступаем к первым опытам:

  • Первый технический аудит;
  • Первый сбор семантики и ее кластеризация;
  • Первый юзабилити аудит;
  • Первые подготовленные мета-теги для сайта;
  • Первое задание копирайтеру.

Все эти работы в первый раз лучше всего делать именно вместе с действующим seo-специалистом или под его присмотром, чтобы он мог проверить и указать на ошибки. Результатом данных работ должны стать первые технические правки для программистов, рекомендации по дизайну сайта и рекомендации по текстам и мета-тегам сайта (текстовая оптимизация сайта).

Необходимо помнить, что есть возможность пользоваться различными сервисами, которые помогут сэкономить время и быстрее, например, завершить кластеризацию ядра. Однако, на мой взгляд, очень важно первые разы все делать максимально самому, чтобы именно понять и разложить по полочкам у себя в голове, а потом уже вы сможете позволить себе экономить время и пользоваться вспомогательными ресурсами.

Если есть какие-то небольшие проекты в компании, на которых человек мог бы «набивать» руку, то их смело можно отдать как учебный проект. Это инвестиции в ваших будущих специалистов.

Дальнейшее развитие

Время на обучение может занять от полугода, то есть только через полгода усердной работы человек сможет выдавать более-менее адекватные рекомендации и проводить работы по сайту.

Конца процесса обучения просто нет. SEO, как инструмент, постоянно развивается, все плотнее переплетается с дизайном, другими каналами продвижения и процесс обучения приобретает другие формы.

Не будем забывать, что разные тематики — это тоже разные подходы к продвижению. Что оптимально для одной тематики, будет играть малую роль для другой.


Яна ФранцукСпециалист поискового маркетинга

Взрастить специалиста можно, только надо понимать, что будет необходимо человека контролировать, помогать и направлять. Также очевидно, что это занимает длительное время.

Всем удачи в обучении!