Обратно

Что ждет продукт после релиза?

Андрей ГуровМенеджер проектов студии
Дата24 января 2018

Зарелизили продукт, что дальше?

В разработке продуктов нам не обойтись без аналитики. Это обратная связь на наши действия, наши глаза в продуктовом мире.


Сейчас мы продолжаем работать над развитием мобильного приложения TwoCapp и, в первую очередь, нас интересует “объем” и “плотность”, а не “масса” продукта. Мы стремимся к тому, чтобы определить рычаги воздействия на ключевые метрики приложения и управлять ими в будущем. Как мы знаем, для этого их нужно разложить на составляющие, то есть декомпозировать.

В каждый конкретный день аудитория продукта представляют из себя смесь тех, кто начал использовать приложение сегодня, вчера, месяц назад и так далее. Следить за этой неоднородной массой и пытаться делать выводы – крайне неблагодарное занятие.

Можно разделить пользователей на группы по определенным признакам, и отслеживать их поведение во времени с учетом версионности приложения, отказавшись от использования метрик роста, так как на них влияют две составляющие: продукт и продвижение. А нам, как разработчику приложения, нужны результаты именно продуктовой аналитики, чтобы все последующие изменения приложения были улучшениями, а не ухудшениями.

Цитата:

44% компаний фокусируются на привлечении пользователей против только 18% компаний, ориентирующихся на возвращаемость. При том, что затраты на привлечение превышают затраты на удержание в пять раз.

По данным Invesp


Что и какими метриками анализировать?


Обычно метрики привязывают к ключевым точкам жизненного цикла пользователя в приложении, чтобы отслеживать успешность продвижения пользователей в приложении и находить узкие места, требующие внимания.

Можно отслеживать путь пользователя в продукте с точки зрения его вовлеченности и монетизации. По сути, монетизации у нас еще нет, поэтому вовлеченность для нас первостепенна.

Так вот, вовлеченность наших пользователей описывается следующими этапами в жизненном цикле пользователя:

  1. регистрация в приложении через социальную сеть (Вконтакте или Facebook)
  2. залипание в приложении (или активность использования доступного функционала)
  3. долгосрочный retention (сколько пользователей продолжают использовать продукт спустя месяц, два месяца и так далее после регистрации)

Сами метрики, соответствующие каждому из этапов жизненного цикла пользователя в продукте:

  • регистрация в приложении (% тех, кто разрешил приложению зарегистрировать нового пользователя через свою социальную сеть и прошел интро с подсказками)
  • залипание в приложении (% пользователей, совершающих целевые действия. Например, добавили N друзей или добавили N рейсов)
  • пользователь порекомендовал приложение (% пригласивших друзей в приложение или оценивших приложение в мобильных сторах)
  • retention (% пользователей, которые используют приложение спустя месяц/два и т.д. после регистрации)

Метрика, как вектор внимания

Важно, чтобы вектор внимания был направлен по делу и ресурсы не распылялись зря.

Регистрация в приложении

Те, кто не разрешил регистрацию через свою социальную сеть или не прошел интро с подсказками, скорее всего, не будут дальше использовать TwoCapp и, тем более, платить. Поэтому для нас критично отслеживать долю пользователей, успешно прошедших этот этап.

Также, полезно отслеживать долю тех, кто смог выполнить ряд целевых действий по окончанию интро (например, сразу зарегистрировался на рейс). Такая метрика будет отражать насколько качественно спроектирован процесс знакомства с приложением и нужны ли еще изменения.

Залипание в приложении

Пользователь, скорее всего, не будет пользоваться приложением и платить, если он не увлекся доступными возможностями. С этой целью мы измеряем долю тех, кто прошел до N уровня в наших целях, например,

  • заходил в приложение более 5 раз в течение недели с момента установки,
  • написал 10 личных сообщений за сутки,
  • зарегистрировался на несколько рейсов за месяц.

Retention

Для того, чтобы пользователи имели шанс увеличивать степень своей вовлеченности и, в будущем, тратить в приложении больше денег – они должны продолжать пользоваться TwoCapp в течение длительного времени. Для отслеживания этого явления мы измеряем retention и анализируем, что может помешать пользователям использовать приложение в перспективе.


Когортный анализ, как один из лучших инструментов аналитики

Мы все чаще стараемся строить аналитику продукта через создание воронок на каждое из описанных выше событий (целевых действий). Впоследствии мы сравниваем показатели продукта для когорт пользователей, сформированных на основе недели, когда они пришли в приложение и учитываем версионность приложения с соответствующими изменениями.

Интересный эксперимент провели менеджеры продукта компании Yammer. Казалось бы, упрощая процесс достижения определенной цели, мы максимизируем долю тех, кто до этой цели доберётся. В целом, всё именно так, но увеличивающееся число добравшихся не означает, что в результате будет расти и доля тех, кто продолжит пользоваться продуктом.

Экспериментируя с процессом регистрации, они обнаружили, что удаление лишних шагов на этом этапе, на которых пользователи как раз делали свои первые небольшие инвестиции своего времени и внимания, повышает конверсию туториала, при этом ухудшает метрики использования сервиса в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В результате мы наглядно отслеживаем и понимаем свой продукт, а также то, какие улучшения работают, а какие нет. Таким образом, наши доработки приобретают осмысленность и (мы верим :)) несут пользу пользователям.

Осмысленные доработки

Крайне важно, чтобы контент на экранах способствовал удобству интерфейса. Вообще, его качество в мобильных приложениях также важно, как и отсутствие багов или сам интерфейс.

Изначально, сразу после регистрации, у пользователя было несколько экранов с отсутствием первичного контента (UGC разделы). Это отпугивало пользователей от последующего использования.

  • в разделе "Друзья" еще нет ни одного друга
  • в "Чаты" ни одного чата и личного сообщения
  • в "Рейсы" ни одного будущего рейса

В результате, мы разместили в них специальные заглушки с картинкой и пояснением, как заполнить этот раздел.





Анализируя существующую версию приложения, мы поняли, что пользователям не очевиден путь, который позволяет посмотреть на каких рейсах планируют путешествовать друзья. Соответственно, спланировать совместную поездку сложно и приложение не выполняет одну из основных задач.

Мы добавили слайдер с ближайшими рейсами друзей прямо в основной раздел со списком всех друзей пользователя, что заметно упростило выполнение задачи.


Разработка продуктов, приносящих пользу

Мы считаем, что осмысленность при разработке важнее сроков и бюджетов. Это путь, который ведет к повышению истинной ценности продукта — счастью пользователя. Можно разработать продукт быстро и не превышая сметы, но при этом не принести пользы своим пользователям.

Мы уверены, что будущее (да и настоящее) заказной разработки именно за этим путем, особенно в условиях высококонкурентного digital-рынка.