Top.Mail.Ru

Одноклассники

Разрушители легенд!
Дата28 марта 2014

Доброе утро!

Я, Аня М., уже несколько месяцев расширяю свои знания и контакты в сфере дизайна, проектирования, маркетинга в IT, обучаясь на курсе Design Track. Курс организовал один юный дизайнер, которому захотелось больше обмена опытом и движухи, он пригласил 20 экспертов из Мск, Спб, Киева, подружился во время курса с Яндексом, JetBrains, Mail.ru, устроил кастинг, где из полсотни претендентов отобрал меньше 20, среди которых оказалась и я.

Раз в неделю в режиме неформального диалога у нас проходили 3-хчасовые встречи с разными экспертами:

  • Антон Шнайдер из Силы (работал у Лебедева, потом организовал свою студию),
  • питерские ребята из студии Whitescape, разработавшие сайт для Лапки, собственный проект Riders (в приложении можно учиться трюкам) и другие проекты.
  • Платон Днепровский из UIDG,
  • Юра Ветров и Алишер Якупов из Mail.ru Group и многие другие.

 

Вчера в офисе Одноклассников прошла встреча с Алишером.

Немного нового офиса ОК:

Алишер занимается дизайном около 10 лет, начинал в Пензе, затем перебрался в Москву и несколько лет работал дизайнером в Харбрахабре. После успел поработать в Яндексе главным по сервису Мой круг, а 4 года назад его пригласили совершить дизайн-революцию в Одноклассниках.

Как строилась работа в Ок до 2010 года: были проектные группы менеджердизайнерпрограммист, отвечавшие за конкретную функциональность, таких групп было, например, 20. Они НЕ сообщались. Это приводило к увеличению хаоса и полному отсутствию систематизации. Из документации были только скриншоты с комментариями. По этой причине разные на вид кнопки выполняли одинаковые действия, раздрай в логике, отсутствие единой системы навигации, отсутствие единой документации…

Первым делом Алишер собрал команду из всех дизайнеров, объединил их и соединил 8 мозгов в единый. Этим единым мозгом они слой за слоем начали разбирать весь интерфейс. Была создана матрица, в которую заносилась подробная информация по каждому элементу, что помогло выделить паттерны и понять функциональность.

После этого было решено всё переделать и написать гайдлайн!

Опыт первый: Гайдлайны читают только их авторы.

Естественно, попытавшись поместить дизайн гигантского портала в рамки строгого гайдлайна, появилось множество исключений, которых требовали как сами пользователи (а они ооочень активно пишут в сапорт обо всём), так и маркетинг. Гайдлайны решили оставить, но сделать их более гибкими.

Пользователи

Одноклассники являются второй по популярности сетью в России. Половина их аудитории зарегистрировалась до 2010 года. Аудитория  дети СССР, люди за 30, которые хотят поддерживать связь со школьными и институтскими друзьями (многих в то время по распределению отправляли в другие города и связь поддерживалась письмами). Идея сервиса  дать людям альтернативу письмам для поддержки связей. И идея попала в цель.

Эта аудитория готова платить за картинки, которые и стали заменой открыток. За самодельные картинки, которые назойливо крутятся на аватарке! На фото можно увидеть пример.

Как работает модель монетизации

Человек А хочет оказать знак внимания Человеку Б. Человек А платит 20 рублей со своей банковской карты (ради такого дела даже пенсионеры освоили оплату картами через интернет) за возможность загрузить свою картинку на сайт и отправить ее в качестве подарка Человеку Б. Все загруженные картинки становятся доступны любым пользователям ОК и за всё те же 20 рублей их можно покупать и дарить.

Исследования показали, что люди в возрасте считают зазорным дарить бесплатный подарок (из бесплатного набора картинок). И этот сервис приносит ОК большую часть прибыли!

Почему в интерфейсе столько анимации и почему это не бесит

Интерфейс у сервиса действительно непростой. Для многих пользователей ОК являются первым и единственным, что приводит к формированию своих паттернов поведения.

Например, сейчас рыжие мерцающие иконки на аватарке обозначают (на фото их видно без мерцания), что человек в сети. Когда ребята убрали мерцание, оставив иконки в статичном состоянии, в сапорт посыпались письма “Почему человек в сети, но иконка не мигает и мне кажется, что он офлайн????”. А одна тётушка написала, что это мерцание напоминает ей биение сердца человека. Ребята вернули мерцание и теперь оно происходит в ритме биения сердца :)

 Еще была интересная история с полученными подарками, которые картинки, которые тоже болтаются на аватарке. Людям важно, чтобы другие видели, что у них есть подарки! Один подарок висит на аватарке 2 недели. Было замечено:

а) люди присылают подарки сами себе, чтобы у них всегда был подарок;

б) люди, получившие несколько подарков, принимают каждый следующий через 2 недели после предыдущего. Чтобы у них всегда был новый подарок.

Музыка

ОК, в отличие от ВК, позволяет покупать понравившуюся музыку. Пиратский контент у них, конечно, тоже есть, но преимущественно всё легально и проходит через звукозаписывающие компании. И за Бутырку, Михайлова и Нюшу пользователи тоже охотно платят, чтобы скачать себе и поставить на звонок!

При создании интерфейса команда вдохновлялась сервисом Spotify, который так и не доступен в России =\ 

Логотип

Ок пытались заказывать лого у студий, пытались платить за него кучу денег  всё было не то. Тогда Алишер в компании еще двух дизайнеров на 3 дня заперлись в переговорке с перерывами на сон и начали придумывать. Остановились на человечке ОК.

Еще до официального релиза нового лого, один из сотрудников слил его на roem.ru (сотрудник был уволен), после чего пришлось еще немного видоизменить лого (изначально буква К не была изогнута, а линии были тоньше). Но уже тогда логотип успел просочиться в десятки фотобанков и многие дизайнеры по сей день вставляют в свои продукты неправильный логотип.

Еще история. Чуть позже ребята узнали, что у проекта Боржоми “Одна команда” очень похожий логотип. Но Боржоми очень недолго переживали и смирились.

Заключение

У Одноклассников непростая история. Поведение на сайте для любителя фэйсбука или Вконтакте кажется непривычным, что вызывает негатив. Плюс, воспоминания о первых версиях сайта тоже не покидают умы. Плюс, множество раздражающей анимации, которую мозг человека, проводящего в интернете 8+ часов в день воспринимает как опасность… Но для целевой аудитории сайта Одноклассники являются местом самовыражения, отдыха, общения, приносят много радости и почти единственную возможность поддерживать связь. Можно сколько угодно критиковать его, но цель у сервиса благая. Другой вопрос  пользовательский контент.

А еще позавчера ОК исполнилось 8 лет.