Алина Ивашкина
Алина Ивашкина
Интернет-маркетолог Molinos
20 июня 2016

Дмитрий Потапенко: "В стране наступил стабилизец!"

На конференции Digitale Love управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко рассказал Molinos, где искать сотрудников, как их мотивировать и зачем чаще увольнять

Состоявшаяся 27 мая конференция Digitale Love дала нам возможность не только послушать выступление Дмитрия Потапенко, известного российского предпринимателя и управляющего партнёра компании Management Development Group Inc., но и задать ему вопросы о менеджменте и мотивации. Чтобы получить компетентные ответы Дмитрия, пришлось постоять в очереди, так как после лекции его окружило несколько десятков любопытных умов вроде меня.

Сейчас для всех непростое время. Санкции, антисанкции, инфляция и прочие события побуждают владельцев, руководителей и управленцев задуматься о том, как в таких условиях вести эффективный бизнес и чего ждать от рынка. Об этом я решила спросить Дмитрия в первую очередь. Даже не знаю, насколько позитивен его ответ, но Дмитрий считает, что у нас наступил довольно "устойчивый стабилизец". 

"У нас с вами всё хорошо, - говорит Дмитрий, - потому что мы понимаем, что всё стабильно, коллапсов не будет, всё будет медленно сползать, так как никаких конституциональных реформ не предпринимается. К 30-ым годам 21 века мы будем занимать от 0,8% до 1,4% мировой экономики. Это означает, что по-прежнему будет сжиматься покупательский спрос, по-прежнему будут востребованы самые примитивные виды товаров. В любом бизнесе выигрывает туалетная бумага и бананы. Что бы мы ни производили, какие услуги бы ни делали, в любом случае это - туалетная бумага и бананы, как бы нам с вами ни хотелось. Когда мы говорим о том, на чём зарабатывает основные деньги компания Mercedes-Benz, если смотреть по прибыли, то не на S классе, а на С классе. Поэтому для максимально эффективности нам придется работать с такими же людьми, как мы с вами, в низком ценовом сегменте и с низким качеством потребления услуг. С точки зрения маркетинга как науки, качество товара и услуги в наше время нужно будет не улучшать, а ухудшать, чтобы соответствовать и чётко попадать в клиента".

Дмитрий приводит пример:

“Когда клиент на входе у столовой видит объемные буквы и подсветку, он считает, что там дорого. Если он видит просто трафарет, он понимает, что там дёшево. Как бы вам ни нравились объемные буквы, красивая подсветка, очень чистый пол - это не про маркетинг. Это точно не про работу с клиентом”.

Естественно, что текущая ситуация волнует не только топов. Рядовые сотрудники и соискатели заботятся о том, кого же хочет видеть сложившийся новый рынок. Дмитрий объяснил, кого сейчас ищут руководители и кого им нужно искать для выстраивания эффективных бизнес-процессов:

“Основной тренд в менеджменте сейчас - это упор на универсального солдата. Раз нужен универсальный солдат, значит, прокачивайте соседние с вашей квалификации. А руководители должны понимать, что нового персонала нет и не будет, причём не будет очень долго, практически никогда. Это приводит к тому, что нужно сделать примитивнее вашу модель бизнеса, продавать примитивную услугу или продукт. Тогда у вас есть шанс работать с персоналом достаточно эффективно”.

И последняя, но не менее актуальная для многих работодателей тема, которую мы затронули с Дмитрием - чем мотивировать сотрудников поколения, родившегося в 90-е и нулевые? Для многих из них деньги не являются достаточной мотивацией для хорошей работы. Как же взаимодействовать с ними?

На этот вопрос Дмитрий отвечает, что деньги никогда не являлись инструментом управления людьми. Для кого-то деньги - инструмент покупки акций "Газпрома". Для кого-то другого - просто покупка товаров первой необходимости. Поэтому необходимо понять целеполагание сотрудника. Вообще, Дмитрий считает, что не стоит на этом сильно заморачиваться, что задача руководителей - это не персонал:

“Мы все время говорим “персонал, персонал, персонал…” Нравится мне это или нет, но ключевым у нас является КЛИЕНТ. Поэтому, когда мы приходим, например, в салон сотовой связи, мы не спрашиваем у консультанта, как его дела, прочитал ли он сегодня Шопенгауэра и т.д. У нас есть ограниченное количество времени, в которое необходимо оформить новый контракт. Так что, будьте добры, подсуетиться и оформить его - это моё требование как клиента. А если во время оформления заказа будут обсуждаться лайки в Instagram, то я обращусь к владельцу и спрошу, какого черта меня обслуживают такие сотрудники?! Поэтому, с точки зрения мотивации, нужно всегда давать понять, что ключевым в работе всегда является клиент”.

Ещё Дмитрий советует чаще увольнять. Потому что руководителем человек становится тогда, когда он имеет возможность и право вызвать сотрудника и сказать “пошел вон, всё”. Да, нам всем очень хочется быть вселенским добром. Но есть одно маленькое НО: как только возникает вселенское добро, возникает и вселенское зло. Поэтому мы должны быть не злыми и не хорошими, мы просто должны стараться обслужить клиента.

Несмотря на то, что Дмитрий очень торопился на самолёт, после короткой беседы я поблагодарила его за ответы, мы сделали памятный снимок и пожелали друг другу успехов и эффективной работы.